Кубанский государственный университет

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

Правопреемник Славянского-на-Кубани государственного педагогического института


Объявления
Образовательные ресурсы

Импакт-фактор российских научных журналов



/ КАФЕДРЫ / РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ

Логовченко О.Е. «Образ матери в литературе XX века»

Мама.… Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.
О, вера наших матерей
Вовек не знающая меры,
Святая трепетная вера
В нас,
Подрастающих детей  [9, 56]
С древности устная народная мудрость связана с образом матери. Существует множество пословиц о матери: «Нет друга нежнее матери», «Мать – всякому делу голова», «При солнце тепло, а при матери добро». Народная мудрость гласит: «Если в сердце сыновьем загорелась искра в тысячу раз меньше материнской любви, то и тогда эта искра горела бы всю жизнь человеческую неугасимым огнем».
Писатели и поэты многих поколений обращались и обращаются к образу матери. Это великая общечеловеческая тема близка и дорога всем людям на земле.
В творчестве Андрея Платонова самый светлый образ – образ матери. Материнская любовь озаряет детей светом и теплом, сопровождая их на протяжении всей жизни. Как лучами солнца пронизан сердечностью его рассказ «Еще мама». В нем удивительно точно передан естественный и поэтический мир ребенка. Впервые расставаясь с матерью, Артемка строго говорит ей: «А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри, смотри, а меня дожидайся» [1,72].  В этих словах столько детской тревоги, переживаний перед долгим расставанием с матерью и в тоже время надежды и веры, что она его обязательно дождется. Счастье, по Платонову, в материнской любви. Писатель улавливает как важно, необходимо сохранить настоящую неразрывную связь матери с ребенком.
Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывают сказки на ребенка. Дети в высшей степени наделены даром воображения; сказки расширяют их кругозор, помогают увидеть в окружающем мире много удивительного и прекрасного. В рассказе Александра Яшина «Мамины сказки» тесно связана сказочность с повседневной действительностью, изображенной сказочно и проникновенно. Писатель показывает, как раскрывается волшебный мир перед глазами ребенка под воздействием сказок матери:
«Тихо. И вдруг на глазах у Миши вылезает из воды новый цветок и развертывает во всю ширину свои лепестки.…Это же удивительно. Это же здорово» [3, 46]
Мальчик открыл для себя красоту восходящего солнца, увидел, как под его первыми лучами оживает жизнь на озере, любуется игрой солнечных зайчиков на воде. Мать помогает сыну услышать тишину ночи и первые звуки нарождающегося дня.
Материнское поле – это атмосфера добра и справедливости, беззаветной материнской любви и постоянной заботой о детях и их судьбах. «Материнским полем» назвал Чингиз Айтматов свою повесть. Образ матери в произведениях Айтматова как драгоценный камень сверкает и переливается своими чудодейственными гранями. Солдатская мать Толгонай – героиня повести - приходит в поле и вспоминает свою жизнь, полную радости и печали, труда и забот, свидетелем которой было ее поле:
«Вот так я мечтала сама с собой, и звезды мечтали вместе со мной, и мне вдруг так захотелось, чтоб все это сбылось, и тогда я в первый раз обратилась к матери-земле с человеческой речью. Я сказала: «Земля, ты держишь всех нас на своей груди; если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, а нам, зачем рождаться на свет. Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!» [12, 45]
Полю поведала мать о своих заботах и тревогах, ему она рассказала обо всей своей жизни. Материнское сердце помнило все, перед ее глазами оживали счастливые дни ее молодости, когда сыновья впервые вышли работать с отцом в поле. Тяжело было вспоминать Толгонай о страшной войне, которая унесла жизнь трех ее сыновей и мужа. Горькая скорбь о погибших легла тяжкой ножей на сердце матери:
«Сын мой, обидно мне, что из двенадцати цветов жизни ты не сорвал ни одного. Ты только начинал жить, и я даже не знаю, какую девушку ты любил…Последняя свеча горит в душе моей, скоро она погаснет. Но я все помню, помню и тот злосчастный день…» [12, 67]
Жизнь Толгонай была подвигом, как жизнь тысячи других солдатских матерей-тружениц.
В романе Александра Фадеева «Молодая гвардия» в лирическом отступлении автор выражает состояние души героя, его страстную любовь к матери: «Мама! Я помню руки твои с того мгновения, как стал сознавать себя на свете» [2, 113].  Очень близок по духу этот отрывок стихотворению Н. Рыленкова:
Я помню руки матери,
Суровой ласки редкие мгновенья,
Я становился лучше и добрей
От каждого ее прикосновенья… [8, 24]
Мать – это чистый неиссякаемый источник любви, добра, заботы. Глубокое уважение испытываем мы к Анне Федотовне, главному действующему лицу рассказа Бориса Васильева «Экспонат № …». Ее сыну Игорю предстояло вместе с однополчанами прикрыть собой Москву в 1941 году от фашистских захватчиков. Не вернулся сын. Он погиб, защищая Родину, дом, мать. Одно-единственное письмо успел сын написать матери с фронта, которое она перечитывала и берегла, как самое бесценное сокровище, в нем стал смысл ее жизни. Когда письмо пропало, у нее не стало сил жить, и она умерла.
Там, где нет сопереживания чужому горю, там, где нет доброты, там появляется страшный порок – душевная глухота, пустота и черствость души. В рассказе Виктора Астафьева «Солдат и мать» четко определена нравственно-философская позиция автора. Волею случая остановился солдат в доме, хозяйка которого оказалась матерью предателя, и узнал, что все односельчане отвернулись от нее, да и он хотел уйти, но не смог. Почему? «Этого я не смог бы объяснить, - говорит герой рассказа. – Я был молод и умел только чувствовать, но не объяснять». Хозяйка дома своими натруженными руками, привыкшими к тяжелой работе, будила в нем воспоминания о собственной матери: «Мама! ... Я закрыл глаза, и вот она передо мной. Каково-то ей без нас. Я пятый ушел из дома.…На троих из пяти уже пришли похоронные, и лежат они у матери под подушкой. Мама! …- шептал я в ту давнюю ночь. – Охота увидеть тебя. Приснись хоть во сне, поговори со мной или взгляни…» [7, 78]
А рядом, в темноте, сидела чужая женщина – мать предателя. Ее удел был одиночество, непосильная ноша отчаянного, ни с кем не разделенного горя. На нее было невыносимо тягостно смотреть. «Иной раз, – говорит она солдату,- и живой человек мертвому завидует. Вот у меня сынок был. Он покойный, а я за него казнь от людей принимаю». Солдат видел в ее выплаканных до дна глазах «далекое, упрятанное, затвердевшее, как алмазное зернышко горе». Мать казнит себя, что не воспитала сына честным, что оберегала его от труда и забот, выручала его из любой беды, закрывая глаза на то, что душа его стала пустой и черствой.
Как жить – это вопрос не личный, человек ответственен перед собой, перед своей матерью, перед обществом. Матерей беспокоит не только то, что делают их дети, но и то о чем они мечтают, думают. Радуется мать, когда ее ребенок становится настоящим человеком. Счастлива она становится, когда видит, что вложенные ею понятия о добре и зле, о нравственности и морали не прошли даром.
О чувстве долга, о большой неугасимой любви к матери пишет Надежда Кожевникова в повести «О любви материнской, дочерней, возвышенной и земной». Став матерью, молодая женщина надеется, что материнство научит ее терпеливости, самоотверженности, спокойствию и достоинству. Она хочет стать для дочери тем, кем стала для нее собственная мать.
Поклонение женской красоте воплощено в бессмертных творениях великих поэтов всех времен. Теплотой и трепетной нежностью наполнено стихотворение Сергея Есенина «Письмо к матери»:
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом…[11, 35]
В своей поэме  «Берегите матерей» дагестанский поэт Расул Гамзатов писал: «Я говорю не только о своей матери, а вообще о матери, которая является душой Мира, ее началом и бесконечностью, я говорю о матери каждого в отдельности и в целом, чтобы глухое равнодушие и невнимание к ней на совесть камнем не легли». Так писал поэт о матери:
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! …
Я произношу его: «Мама!» [10. 32]
Для матери открыты тайны зарождающейся жизни, в ее сердце рождается святая, ни с чем не сравнимая бескорыстная любовь к будущему ребенку.
«Мама – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости – писал Василий Шукшин. – Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно всю жизнь - жалеет» [6, 124]. С этими строками перекликается стихотворение Владимира Радкевича «Матери»:
Сыну всегда ты спешила
                                       на помощь -
Там,
        где никто бы другой не помог,
Даже в ненастье
        в дождливую полночь
Вижу в окошке твоем огонек. [5, 43]
 
И в песнях, и в делах и в подвигах – везде есть доля матери. Велико ее значение в воспитании человека: мать первая должна заложить в душу ребенка нравственные принципы и идеалы, научить доброте и милосердию. Отношение к матери – это зеркало души человека.


 

Литература.
1.    А. Платонов. «Еще мама» - М., 1990
2.    А.Фадеев «Молодая гвардия» - М., 1981
3.    А.Яшин «Мамины сказки» - М.,1990
4.    Б.Васильев. Собрание сочинений. М.,1982
5.    В. Радкевич «Матери» - М., «Русское слово»,1990
6.    В. Шукшин. Собрание сочинений. М., 1991
7.    В.Астафьев «Солдат и мать» - М., «Вече», 1988
8.    Н. Рыленков Стихотворения, М., 1989
9.    Н.Кожевникова «О любви материнской, дочерней, возвышенной и земной» - М.,1988
10. Р.Гамзатов «Берегите матерей» - М., «Русское слово», 1990
11. С.Есенин «Письмо к матери» - М., «Русское слово». 1990
12. Ч.Айтматов «Материнское поле» - М., 1989

2012-05-30